Научные исследования
в области Саногенного Мышления
и Теории функциональных систем

 

Ниже приведен список научных работ с краткими их описаниями, посвященных исследованию метода Саногенного Мышления. Этот список далеко не полный, но он дает представление о том, что СГМ является новой и строго научной системой. Обучение СГМ позволяет достигать эффективных результатов и в обыденной жизни (рядовым обывателям), и у младших школьников, и у студентов, и у спортсменов, и у бизнесменов в сфере менеджмента.

Интересующимся этими работами, могут быть высланы ссылки.

(Примечание: термин «саногенная рефлексия» был введен специально, для проведения научных исследований в области саногенного мышления. Саногенная рефлексия это умение объективно видеть и объективно осознавать себя, свои эмоции, свои мысли и проблемы, что позволяет человеку выбирать правильные программы поведения в различных ситуациях. Саногенная рефлексия является средством достижения саногенного мышления.)

Докторские и кандидатские диссертации

1. Морозюк С. Н.

«Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности»

Докторская диссертация

Москва – 2003г.

Было отобрано более одной тысячи студентов нескольких ВУЗов для проведения исследования. Затем была проведена психодиагностика их личностных и характерологических особенностей. После чего, экспериментальную группу обучили саногенной рефлексии, на основе модели и алгоритма по развитию саногенного мышления (СГМ), разработанного Ю.М. Орловым. В завершении эксперимента провели повторную психодиагностику личностных и характерологических особенностей студентов экспериментальной группы и сравнили с результатами диагностики, полученными до обучения.

Результаты исследования позволяют считать правомерным следующий вывод:

Саногенная рефлексия является фактором оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности, а технология обучения саногенной рефлексии, на основе модели и алгоритма по развитию саногенного мышления (СГМ), разработанного Ю.М. Орловым, является эффективным средством развития саногенной рефлексии.

Проще говоря, выводы исследования таковы: обучение саногенной рефлексии эффективно развивает способность к рефлексии, а также приближает к норме отклонения в чертах характера человека и повышает учебную успеваемость.

2. Россохин А.В.

«Личностная саногенная рефлексия в измененных состояниях сознания»

Кандидатская диссертация.

Москва – 1993г.

В этой работе было проведено исследование влияния обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления) на эффективность психокоррекции человека методами с погружением в ИСС (измененные состояния сознания) и без такового. А также было проведено сравнение эффективности психокоррекции при обучении саногенной рефлексии с эффективностью применения дыхательной системы «ребефинг», позволяющей вводить человека в ИСС.

Выводы исследования таковы: обучение саногенной рефлексии дает устойчивые положительные изменения личности, в то время как ребефинг лишь временные. Обучение саногенной рефлексии может быть использовано для самостоятельного использования этого метода, хотя работа с инструктором оказалась более эффективной. Метод обучения саногенной рефлексии более эффективен для психокоррекции при использовании его в ИСС, чем без таковых.

3. КРАЙНОВА Ю. Н.

«САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Кандидатская диссертация.

Москва – 2010г.

В данном исследовании использовалась группа студентов Московского педагогического государственного университета, у которых определялся уровень эмоциональной компетентности до обучения саногенной рефлексии и после. Эмоциональная компетентность это способность понимать, правильно выражать и управлять своими эмоциями.

Итоги таковы: После обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления) у испытуемых повысились интроэффекты в проявлении экспрессивности, саморегуляции, эмпатии; снизились показатели психологических защит. Кроме того, по всем шкалам значительно сократилось количество «крайних» значений (высоких и низких), и наблюдается тенденция к гармонизации проявления исследуемых компонентов эмоциональной компетентности. Таким образом, саногенная рефлексия является внутренним фактором развития эмоциональной компетентности.

Обучение саногенной рефлексии благоприятно повлияло на уровень тревожности студентов: существенно снизился уровень высокой ситуативной тревожности и высокой личностной тревожности. Стойкость полученных результатов подтверждена данными контрольного исследования, проведенного через год после формирующего эксперимента.

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что саногенная рефлексия является системообразующим компонентом и внутренним фактором развития эмоциональной компетентности будущих педагогов.

4. Кананчук Л.А.

«САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Кандидатская диссертация

Москва – 2010г.

Исследование проводилось на группе студентов Восточно-Сибирской Аадемии Образования. Всего обследовано представителей бурятской этнической группы — 43, русских – 94. Определялись различные психологические показатели у членов контрольных групп до и после обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления).

Выводы исследования таковы: Представители разных этнических групп имеют разную выраженность тех или иных видов психологических защит. Трудности психологической адаптации студентов разных этнических групп обусловлены зачастую неосознаваемыми этническими стереотипами и особенностями защитной рефлексии: чем выше показатели защитной рефлексии по поводу переживаний обиды, вины, ментальной агрессии против себя и других, страха неудачи, тем ниже показатели психологической адаптации личности в полиэтнической среде вуза.

В экспериментальном исследовании установлено, что саногенная рефлексия как когнитивный механизм способствует конструктивному разрешению противоречий между необходимостью адаптации и неспособностью преодолевать кризисы в межэтнических отношениях.

Позитивные изменения показателей психологической адаптации респондентов — представителей разных этнических групп в ходе эксперимента подтвердило гипотезу: саногенная по направленности и содержанию рефлексия является фактором психологической адаптации студентов в полиэтнической среде вуза. Чем выше развитие саногенной рефлексии, тем интенсивнее ее влияние на успешность психологической адаптации.

5. Павлюченкова Н.В.

«Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности»

Кандидатская диссертация.

Москва – 2008г.

Объект исследования — эмоциональная компетентность курсантов и студентов вуза МВД.

Обучение саногенной рефлексии курсантов Восточно-Сибирского института МВД России осуществлялось через социально-психологический тренинг и ведение дневниковых записей.

Обследование, проведенное после обучения, показало, что повысился уровень саногенной рефлексии, одновременно повысился уровень развития саморегуляции, эмпатии, экспрессивности. Произошло снижение защитной рефлексии. После эксперимента оптимизировался уровень тревожности, что свидетельствует о повышении эмоционального благополучия. Благодаря этому можно констатировать повышение эмоциональной компетентности через обучение саногенной рефлексии.

6.Рудаков А..Л.

«Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности»

Кандидатская диссертация

Москва – 2009

Исследование проводилось на группе спортсменов-борцов.

С целью развития навыков саногенной рефлексии у спортсменов-борцов была разработана программа, рассчитанная на 96 часов. Основными формами обучения саногенной рефлексии являлись самостоятельное изучение спортсменами теории саногенной рефлексии и саногенного мышления, ведение дневниковых записей и медитативная графика.

Исследование, проведенное после обучения, показало, что у спортсменов экспериментальных групп повысился уровень саногенной рефлексии, показатель потребности в достижениях, интернальность по поводу неудач, снизились показатели ситуативной и личностной тревожности, уменьшилось психическое напряжение и снизился уровень адаптационных реакций (с реакций переактивации и стресса к реакциям повышенной активации и тренировки).

Исходя из этого, можно констатировать, что саногенная рефлексия является фактором личностного развития, адаптации и управления отрицательными эмоциональными состояниями, что в данном исследовании является проявлением стрессоустойчивости.

Учебные пособия и статьи

1. Т.Н. Васильева

«ФОРМИРОВАНИЕ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА»

Учебное пособие

Калининград – 1996г.

В этом пособии раскрываются сущность, место саногенного и патогенного мышления в структуре личности младшего школьника, выявляется их специфика в свете педагогических про­блем, содержится программа формирования саногенного мышления младшего школь­ника.

Предназначено для студентов педагогического факультета университета, учителей и практических психологов сферы образования.

2. Адамян Л.И.

аспирант МПГУ

«СВЯЗЬ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Статья.

Экспериментальное исследование проводилось со студентами Московского педагогическо­го государственного университета и со студентами факультетов «Прикладная математика и фи­зика» и «Двигатели летательных аппаратов» на базе Московского авиационного института, общей численностью 103 человека.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Была обнаружена тесная корреляционная связь показателя саногенное мышление с об­щим уровнем саморегуляции (0,80), умеренная связь с интернальностью в области достижения (0,32), общим уровнем интернальности (0,38) и потребностью к достижению (0,36). Следова­тельно, развивая саногенную рефлексию, возможно повысить уровень саморегуляции, общей интернальности, интернальность достижения и потребность в области достижения.

Таким образом, выявленные положительные корреляции показывают, что развитие сано­генной рефлексии является фактором психологической устойчивости личности.

3. А.Л. Рудаков

«Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте»

Монография.

Красноярск , 2011

В данной книге решается проблема саногенной (оздоравливающей) рефлексии.

Автор утверждает, что саногенная рефлексия как фактор повышения стрессоустойчивости направлена на достижения и способствует:

а) изменению общей направленности личности (доминирующе-аффилирующий профиль изменяется в сторону усиления потребности в достижениях);

б) изменению локуса субъективного контроля личности от экстернального к интернальному;

в) развитию адаптационных реакций тренировки и активации;

г) снижению объема защитной рефлексии по поводу переживания отрица­тельных эмоций (обиды, вины, стыда, страха неудачи);

д) снижению уровня психической напряженности: ослабевает степень взаимосвязанности структурных компонентов личности (направленности, ло- куса контроля, тревожности, эмоций обиды, вины, зависти, страха неудачи, за­щитной рефлексии) и ее адаптационных реакций (тренировки, активации, стресса).

Материалы и методика развития саногенной рефлексии в процессе психо­логической подготовки спортсменов к соревнованиям внедрены в практику спортивных школ Красноярского края (Боготольская ДЮСШ, Лесосибирская ДЮСШ, Красноярская ШВСМ и школа борьбы г. Красноярска).

Полученные результаты могут служить теоретической и практической основой для психологического сопровождения процесса обучения в школах и вузах, подготовки спортсменов, а также организации практических семинаров и тренингов по развитию стрессоустойчивости.

4. Арцимович И.В.

«Саногенная рефлексия как фактор развития субъектности подростков, склонных к девиантному поведению»

Статья. Культурная жизнь Юга России. №1(30) 2009г.

Автор статьи считает, что рефлексия, в частности са­ногенная, выступая базовым инструментом со­вершенствования человека, позволяет не только осознавать свои реальные достижения и недо­статки, но и способствует стремлению к самосо­вершенствованию, выработке адаптивных страте­гий поведения. Как следствие, она является фак­тором развития субъектности в коррекционной работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

5. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н.

« Феномен управления организационным поведением и саногенный менеджмент»

Статья. Вестник финансовой академии. № 6(60) 2010г.

Авторы статьи утверждают, что современным менеджерам всех уровней необходимо овладеть основами психологического обеспечения управления организациями – саногенного менеджмента – нового стиля управленческой деятельности, в основе которого лежит парадигма ненасильственного управления персоналом на основе знания.

В третьем тысячелетии менеджмент, основанный на устрашении и запретах, – атавизм общественного развития. Насилие всегда вызывает сопротивление и требует постоянного увеличения масштабов принуждения, тотального контроля и наказания. Менеджер, осуществляющий свою управленческую деятельность на основе парадигмы насилия, стимулирования, а не мотивации, тратит свою энергию на принуждение, а исполнитель на сопротивление, и переживание отрицательных эмоций. Применение ненасильственной парадигмы управления существенно снижает затраты времени, средств и усилий на достижение результата, а следовательно, экономически более эффективно.

Новые публикации по СГМ:

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КАРДИОЛОГИИ»

Автор: Творогова Надежда Дмитриевна, специалист в области клинической психологии,

доктор психологических наук, профессор

Выдержки из публикации:

— «Психосоматические исследования в кардиологии

Кардиологи все большее значение придают психо-социальным факторам риска и их связи с соматическими факторами. Впрочем, издавна известны такие соматические факторы риска, как неправильное питание, курение, злоупотребление алкоголем, в которых про-являются особенности личности [В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад, 1999].

Психосоматический компонент характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:

а) эссенциальная артериальная гипертензия; б) ишемическая болезнь сердца (ИБС); в) нарушения сердечного ритма; г) сердечный невроз страха.

Так, Cocher (1971), Groen и соавт. (1971), Аngermeier и Peters (1973), Сannon (1953) и Reindell и соавт. (1971) в своих исследованиях показали, что при страхе, гневе и озлобленности повышается давление и что хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертензии. По мнению Battegay и соавт. (1984), в настоящее время доказанной является точка зрения, что у гипертоников наблюдается связанная со страхом хронически подавляемая агрессия. Г.Ю. Айзенк в лекции, которую он читал в 1993 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, рассказывал о результатах своих лонги-тюдных исследований: человек, склонный к ИБС, чув-ствителен к стрессовым ситуациям, обычно реагирует на них вспышками ярости, агрессии.

Группа американских специалистов (1982) пришла к выводу, что примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни, около 20% – факторами внешней среды, 20% – биологическими фак-торами и 10% – несовершенством здравоохранения. В докладе главного врача службы здравоохранения США «Здоровая нация» приведены данные, свидетельствую-щие, что 50% смертности от 10 важнейших ее причин в

США обусловлены образом жизни. В последние десятилетия основными причинами смертности стали болезни (среди них – инфаркт миокарда), в которых важную роль играет поведение. Замечено, что одни виды поведения приближают человека к здоровью (здоровое поведение, здоровые привычки и др.), другие – отдаляют от него (саморазрушительное поведение, например у злостно-го курильщика). Такое поведение (приближающее и от-даляющее здоровье) называют поведением, связанным со здоровьем (ПСЗ), в отличие от поведения, не влияющего на здоровье.»

— «Психопрофилактика заболеваний

Как известно, профилактика заболеваний (Diseases prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Первичная профилактика направлена на снижение инцидентности болезней, включает в себя различные компоненты, среди которых: а) меры по снижению влияния вредных факторов на организм человека, б) формирование здорового образа жизни.

В контексте первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний нами были выявлены 50 практически здоровых мужчин и женщин в возрасте 40–45 лет с хроническим подавляемым гневом. На протяжении 3 мес. амбулаторно с 25 из них (экспериментальная группа) 3 раза в неделю проводились психокоррекционные занятия с использованием технологии обучения саногенному мышлению [Ю.М. Орлов, 1996].

Саногенное мышление (СГМ) – теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.) путем осознания и управления теми умственными операциями, которые автоматически по-рождают соответствующую эмоцию. Технология обуче-ния СГМ позволяет установить неуместность тех или

иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и прак-тика СГМ предложена Ю.М. Орловым (1991) в контексте санологии (комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье).

Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей, зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя пре-дел, за который он не хотел бы переходить, если бы даже и мог.

Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отно-шению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоическая философия сформулировала принцип реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности; любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который ведет к неблагополучию. Античность знала два средства управления эмоциями – их подавление и сдерживание их внешних проявлений.

В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жиз-ненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека определяет специфику его обыденного мышления, которое может работать на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в общении и др. Многое зависит от индивидуальных способов мышления. Основные принципы СГМ («здравомыслия»): а) принцип уместности умственных операций, б) принцип осознания привычек собственного ума, в) принцип интроспекции, г) принцип научности обыденного мышления.»

— «Практика обучения СГМ – отечественная синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной, в частности рационально-эмотивной, психотерапии. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ.»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

ПРИ ПОМОЩИ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Авторы: Филонова Т.Ю., медицинский психолог БУЗ ВО ВГП № 3, Воронеж, Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Воронеж.

Выдержки:

-» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку понимание собственных эмоциональных состояний, осознание способов реагирования и освоение теории и практики саногенного мышления являются важными задачами, стоящими перед большинством индивидов.

Целью работы явилось изучение ме-тодики обучения саногенной рефлексии, направленной на преодоление негатив-ных переживаний.

Часто повторяющиеся негативные переживания приводят к закреплению неблагоприятных эмоциональных состояний и отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, обидчивость, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве жизни.

Основными способами реагирования в эмоциогенных ситуациях для большинства индивидов, являются механизмы психологической защиты: уход из ситуации, проекция на других, возбуждение вины в других, рационализация обстоятельствами, несоответствие поведения других ожиданиям, аутоагрессия.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих – наиболее важные качества, необходимые для успешной личности. Это предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Часто способность управления эмоциями сводится лишь к тому, чтобы их не проявлять вовне. Все это свидетельствует о том, что индивид может лишь сдержать внешнее проявление эмоции, но не устранить её. Подавленная эмоция может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, который будет продолжать порождать мысли о мести. Следовательно, если отсутствует способность управлять эмоцией, то тогда в наличии скрытое управление эмоции.

Для того, чтобы управлять своими эмо-циями, необходимо знать, как они устроены, в результате каких актов души они проявляются и продолжают существовать, несмотря на то, что присутствует желание

их скрыть. В психологической литературе описано, по крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Но для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание соб-ственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. В этом может помочь освоение теории и практики саногенного мышления (СГМ), основателем которой стал замечательный отечественный психолог Юрий Михайло-вич Орлов.

В переводе с греческого саногенный означает несущий здоровье (sanos – оздоровление; genos – несущий), таким образом саногенное мышление – это мышление, приводящее к здоровью и благополучию личности.

Мышление в концепции Ю. М. Орлова рассматривается с позиции его влияния на качество жизни человека, в том числе и на качество эмоциональной сферы. Согласно Ю.М. Орлову, эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они включаются и берут управление на себя. «Программистом» выступает наша культура – она задает стереотипы мышления, чувств, действий. Для здоровья важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать себе думать, а научиться думать правильно.»

-«Эмоции представляют собой психические образования, закрепленные привычками, сознание не может их охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно, автоматически. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое, становится блокированной возможность получить из «эмоционального всплеска» полезную информацию в отношении окружающей действительности.

Этим объясняются трудности в управлении эмоциями и сложность отказаться от выработанных стереотипов эмоционального реагирования. Устоявшиеся эмоциональные стереотипы обуславливают личностные характеристики.»

-«Обида, вина, стыд представляют собой первичные эмоции, которые могут приобретать различные облики. Каждая из этих эмоций представляет собой неко торое устойчивое образование, имеющее свою структуру и программу исполнения. Комбинация этих эмоций включается в более сложные системы, и является источником для построения страха, ревности, зависти, любви и дает пищу многим другим переживаниям.
Общеизвестно, что отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред возрастает. Методика обучения саногенной рефлексии – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции.
Поэтому данная технология является достаточно совершенным видом управления эмоциями, который заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявление неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию, способствует выбору нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от переживания соответствующей эмоции.
Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание программ поведения и их коррекцию. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, если заглянуть внутрь и проследить, как работают эмоции, из каких
умственных операций строятся переживания, то можно приобрести власть над эмоциями.»

РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СТРАХА НЕУДАЧИ
© 2016
Авторы: Павлюченкова Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, заместитель начальника учебного отдела
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск (Россия), Кананчук Лидия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Смолева Татьяна Октябриновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Выдержки:

— «Целью саногенной рефлексии является снижение степени влияния негативных мыслей на переживания личности. В основе саногенной рефлексии определено саногенное мышление. Теория и практика саногенного мышления (СГМ), разработанная Ю.М. Орловым [13], применяется психологами и педагогами как метод сохранения психофизического здоровья человека, оптимизации отношений личности в микро- и макро-социуме. Основу теории и практики саногенного мышления составляет общепси-хологическое учение о поведении, научении, мотива-ции. Также «СГМ» рассматривают как отечественный вариант психоанализа.

В контексте рассматриваемого в статье настоящего аспекта исследования все изложенное выше позволяет рассматривать личностную, а именно, саногенную рефлексию в качестве средства преодоления личностью страха неудачи.

Важной составляющей рефлексии эмоциональных состояний являются представления о сущности, роли, механизмах возникновения эмоций, дающие возможность осознавать эмоции в зависимости от происходящего с субъектом. Представления о разнообразии, роли эмоций, осознание автоматизмов ума, формирование способности контролировать воздействие на эмоции социальных стереотипов позволят личности увидеть психологические защиты, их эффективность — неэффективность в определенной ситуации.»

— «На третьем этапе — освоение навыков саногенной рефлексии: размысливание, угашение отрицательных эмоциональных состояний.

На четвертом этапе закрепляется использование навыков саногенной рефлексии.

Участникам группы предлагается вести дневниковые записи. Ведение дневника способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными эмоциями. Для ведения дневников предлагается алгоритм «размысливания» отрицательных эмоций, предложенный Ю.М. Орловым [13]. Обратная связь по самонаблюдению по желанию обсуждаются в подгруппах или в личной беседе.

Развитие навыков саногенной рефлексии в процессе обучения происходит также поэтапно.

На первом этапе объектом самонаблюдения и рефлексии становятся смысловые установки, которые и определяют направленность, динамику и устойчивый характер протекания деятельности и поведения.

На втором — актуализируется потребность в рефлексии, раскрываются механизмы и возможности рефлексии в конструктивной направленности, содействующей личностному росту и профессиональному становлению.

На третьем этапе работа осуществляется на предметно-операциональном уровне. Рефлексия стереотипов мышления способствует блокировке автоматизмов поведения, выбору новых адекватных способов поведения.»

АУТОПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ МАТЕРИ

И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

Автор: Смолева Татьяна Октябриновна, доцент, кандидат педагогических наук

Статья посвящена одному из важных аспектов психолого-педагогических исследований – психологическому благополучию ребенка и методам его обеспечения. Автор полагает и экспериментально доказывает, что саногенная рефлексия значимых для ребенка взрослых может быть фактором профилактики и преодоления психологического неблагополучия детей. Аутопсихоанализ в работе представлен как метод развития саногенной рефлексии матери. Автор теоретически обосновывает и экспериментально доказывает применение данного метода в развитии ее саногенной рефлексии. В тексте представлена разработанная и реализованная автором программа эксперимента.

Выдержки из статьи:

-«Обращение матерей к своему раннему детскому опыту негативных переживаний и отношений с родителями позволили им осознать собственные негативные аффективные проявления и установки в воспитательном подходе к ребенку (появление эгоцентрических, гиперсоциальных ценностей), сложившимися под влиянием мнений их собственных родителей.»
-«Аутопсихоанализ раннего опыта переживаний, осознание их глубины, способствовали децентрации в отношениях с ребенком, повышению эмпатийности («Я теперь поняла, как бывает обидно моему ребенку», «Нельзя заставлять другого жить так, как ты хочешь…», «У ребенка свой мир и свои желания..», «Теперь начала понимать, насколько он другой и не похож на старшего….», и др. (из высказываний и дневниковых записей).

В ситуации с Л.В.: «Вечером, когда я пришла усталая с работы и заставила сына навести порядок в его комнате, он ослушался меня, заупрямился и замкнулся. Понимаю теперь после

нашего общего разговора, что надо было обратить внимание, что он устал и понять, что у него не очень удачно прошел день в школе. И еще: кому захочется наводить уборку, когда в раздраженном тоне указывают. Это унижает человеческое достоинство». На вопрос: «Откуда

возникли требования к ребенку?» – Л.В. вспомнила: «Мама всегда была со мной строгой и не слушала причин моих «отговорок», и я думала долгое время, что так должны поступать все родители. Хотя знаю по собственным переживаниям, как это обидно, когда с тобой обходятся жестко и не хотят понять, что у тебя на душе творится».

Высказывания участников способствовало расширению контекстов поведения с точки зрения осознания их эффективности: «Когда ребенку нужно защитить себя от грубости и «давления» со стороны взрослого, он начинает проявлять упрямство и своеволие»;

«Совесть отторгается ребенком, если взрослый на него кричит. Так, родитель берет на себя вину сына (дочери) за проступок, и чувство его стыда «заглушается»; «Гнев, раздражение взрослого, его обида на ребенка разъединяет их. В то время как послушание происходит от родительской строгости, идущей от любви»; «Важно, чтобы у ребенка был выбор. Его можно попросить и важно понять, готов ли он и может ли в данный момент выполнить наше поручение», и др.

В дневнике Л.В. появились записи: «…стала находить способы к взаимопониманию, спрашивать о его настроении. Сын чаще слушается, думаю потому, что стараюсь реже указывать ему. Решаем вместе, что и как делать, или предлагаю самому подумать, как сделать лучше».

Отказ от негативного контекста реагирования матери в случаях обиды на ребенка, ее раздражения, агрессии на основе осознания истинности влияний (истоки аффектов, непонимания сути воспитания и самих себя) вызвали необходимость расширения поведенческого позитивного родительского репертуара.»