Как справиться с эмоцией?

Разбери ее на части - как конструктор!

Россия может гордиться не только достижениями космонавтики, ядерными технологиями,  не только  вакцинами, но и достижениями науки в области души человека.

В этой статье речь пойдёт о том, как было открыто строение эмоций человека, то есть, как было открыто то, из чего состоят эмоции.

Обычно люди о негативных эмоциях думают как о чём-то самопроизвольном, как о чём-то возникающем в определённых ситуациях и как о чём то, что иногда захватывает человека и чему трудно сопротивляться.

Люди часто думают, что контролировать негативные эмоции можно только избегая определенные ситуации, отвлекаясь на что-то позитивное, отвлекаясь на медитацию, на спорт, на какие-то занятия. А некоторые прибегают к алкоголю, к успокаивающим препаратам. Это всё потому, что людям кажется, что их эмоциональность задана природой, они говорят: «Ну, такой уж у меня характер! Такой уж я уродился! Принимайте меня таким, какой я есть: обидчивым, вспыльчивым, гневливым, ранимым, застенчивым, боязливым» и так далее.

Что интересно, существует очень много разных теорий, объясняющих, что такое эмоция. Единого мнения по этому вопросу даже в науке нет до сих пор.

Однако, я хочу рассказать об одной теории, которая проверена на практике. И не просто проверена на практике, а научные эксперименты показали, что это теория верна, что этот подход работает.

Эту теорию разработал наш современник — доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов (подробнее о биографии Ю.М.Орлова), которого, к сожалению, уже нет с нами. Разработал он эту теорию не на пустом месте. Его знаменитые предшественники Иван Петрович Павлов и Пётр Кузьмич Анохин заложили мощный научный фундамент, на котором удалось построить удивительно эффективную теорию эмоций человека.

Напомню что, Иван Петрович Павлов открыл так называемый «условный рефлекс». Сейчас мы говорим о том, что, на самом деле, он открыл фундаментальные законы научения — законы, которым подчиняется всё живое и по которым формируется любое поведение. Это был прорыв в науке!

Ученик Павлова, Петр Кузьмич Анохин, продолжил исследования в этом направлении и разработал теорию функциональных систем. Анохин раскрыл информационную структуру поведения. Это тоже был грандиозный прорыв.

И, вот, Юрий Михайлович Орлов, на основе открытий И.П.Павлова и П.К.Анохина, сумел раскрыть информационную структуру эмоций человека и разработал действенные методики, позволяющие любому человеку научиться без насилия над собой управлять своими эмоциями.

Вообще, Юрий Михайлович Орлов разработал целую систему обучения, которая позволяет не только управлять эмоциями, но и и управлять желаниями, менять привычки и даже менять черты характера. Свою систему обучения Юрий Михайлович назвал «Саногенное мышление».

Я, как практический психолог, могу подтвердить высокую эффективность этой системы, потому что уже около 10 лет я придерживаюсь именно её в своей работе с клиентами. На самом деле, все психологические проблемы человека вращаются вокруг эмоций. Я убедился, что обучая человека управлению своими эмоциями, обучаешь его понимать себя, управлять собой, и очень многие проблемы этого человека разрешаются.

Согласно Ю.М.Орлову, каждая эмоция человека имеет свою когнитивную (другими словами, мыслительную, информационную) структуру. Например, обида имеет следующую структуру:

1. Построение ожиданий.

2. Сравнение ожиданий с реальностью.

3. Оценка значимости расхождения между ожиданиями и реальностью.

Это как конструктор — надо собрать все части в душе, чтобы обида возникла. Надо, чтобы все части сработали.

Поясняю. Человек, находясь в общении с другими людьми, особенно с близкими, всегда создаёт определённые ожидания относительно поведения этих людей для разных ситуаций. То есть, человек прогнозирует, как тот или иной человек будет вести себя в какой-то ситуации. Это первый компонент обиды. Сам по себе он обиду не создает. Обида возникает, когда к этому компоненту добавляются еще два.

Второй компонент это сравнение ожиданий с реальностью. То есть, имея определенные ожидания, человек постоянно сравнивает эти свои ожидания с тем, как другие люди ведут себя на самом деле.

И третий компонент обиды это оценка значимости того, что другие люди ведут себя не так, как ожидалось.

Когда эти три компонента, эти три умственные операции, последовательно срабатывают, в душе возникает обида. Обида будет тем сильнее, чем больше будет расхождение между твоими ожиданиями и реальным поведением людей. И обида будет тем сильнее, чем большую значимость ты придаешь этому расхождению. Так устроена обида — таковы механизмы в душе человека, которые создают эмоцию обиды.

Давайте рассмотрим пример. Вы договорились встретиться, а друг не пришёл. Вы обиделись. Почему вы обиделись и от чего зависит сила вашей обиды?

Вы обиделись, потому что, у вас были ожидания, что ваш друг должен ценить вашу дружбу, строго выполнять договоренности и вовремя приходить на назначенные встречи, а эти ожидания не оправдались. Чем строже вы договорились о встрече, а значит, чем жестче были ваши ожидания, что друг придет, тем сильнее будет обида, если он не придёт.

Также вы обиделись, потому что придаете большое значение тому, чтобы ваш друг вёл себя как друг. Потому что для вас важно, чтобы не было расхождения между тем, как должен себя друг вести и тем, как он себя ведёт на самом деле. Чем большее значение вы придаете этому, тем сильнее будет ваша обида, когда ваш друг поведет себя не как друг.

Таким образом, чем жестче наши ожидания о поведении других и чем большее значение мы придаем тому, чтобы эти ожидания оправдывались, тем сильнее мы обижаемся, когда наши ожидания не оправдываются, оказываются ложными.

Что даёт нам знание, о том как устроена обида? Это нам дает очень многое. Когда мы знаем, как устроена наша обида, мы можем легко её ослабить и действовать не под диктовку этой эмоции, а действовать разумно и так чтобы было всем хорошо.

Применительно к нашему примеру, мы можем подумать о том, почему у нас сложились такие ожидания относительно поведения этого человека, реалистичны ли они были. Если наш друг, например, в принципе человек необязательный, или забывчивый, то стоит ли от него ожидать строгого выполнения договоренностей? Такой человек, даже если он очень высоко ценит вашу дружбу, в силу своей забывчивости или неорганизованности может не прийти на назначенную встречу. Если он такой, стоит ли строить ожидания, что он всегда будет выполнять договоренности встречи? Когда мы начинаем так рассуждать, то нам становится очевидным, то что наши ожидания относительно поведение нашего друга были нереалистичными. И, как только мы поняли ошибку в своих ожиданиях, наша обида сразу теряет силу, потому что мы уже своего друга принимаем, несмотря на его недостатки.

И тоже самое со значимостью, которую мы придаем тому, что наши ожидания не оправдались. Когда мы знаем, что сила нашей обиды во многом зависит от того значения, которое мы придаем нашим ожиданиям, мы можем подумать о том, почему мы придаем этому такое большое значение, почему и зачем мы делаем катастрофу из того, что наши ожидания не оправдались. Такие размышления тоже обычно резко ослабляют обиду потому, что бессознательно мы чаще всего придаем неоправданно большое значение всяким пустякам.

Устройство обиды всегда одинаково. И, если мы знаем это, то мы можем поразмышлять над любой обидой и, тем самым, ослабить её до такой степени, что она уже не будет угрожать нашим отношениям, она не будет влиять на те решения, которые мы принимаем.

Эмоции, как конструктор. Они работают только, если соберутся у нас в душе из своих частей.

Устройство других эмоций тоже всегда одинаково. И, когда человек хорошо знает, как устроена каждая его эмоция, он становится настоящим хозяином своим чувствам, он полностью владеет собой в любой ситуации. А это значит, что человек становится неуязвим для эмоционального стресса, значит, что человек не разрушит свои отношения с другими людьми, не примет под действием эмоций каких-то необдуманных решений, которые будут ему стоить карьеры или больших денег.

Умение управлять такими эмоциями, как обида, чувство вины, чувство стыда, зависть, отвращение, оскорбление, ревность, страх, гнев — это важнейшее умение в жизни каждого человека. Но научиться эффективно управлять своими эмоциями, при этом не подавляя их и не насилуя себя, можно только через понимание того, как эти эмоции устроенны.

Самые сильные и застарелые обиды и, вообще, обидчивость, вспыльчивость, гневливость, тревожность, различного рода комплексы, неуверенность в себе, чувство неискупимой вины, необузданная ревность и многие другие эмоциональные проблемы устраняются, если подойти к ним, понимая устройство эмоций, умея разбирать их на части, как конструктор.

Благодаря Юрию Михайловичу Орлову — нашему выдающемуся ученому, у нас такое понимание, такие знания есть и грех ими не воспользоваться.

И ещё надо, конечно, добавить, что Юрий Михайлович не просто раскрыл структуру важнейших  эмоций человека, но он также разработал систему обучения управлению эмоциями, которую мы используем на нашем проекте  и которая называется «Саногенное мышление».

Ведь, чтобы управлять эмоциями,  недостаточно просто знать,  нужно ещё вовремя применить имеющиеся знания, то есть нужны навыки применения этих знаний. Знание приобретается  зачастую моментально, но навыки моментально не приобретаются. Чтобы возникли навыки нужно их натренировать, поэтому так важно  выполнить ряд заданий,  которые и сформируют правильные мыслительные навыки. В этом и заключается настоящее обучение —  в том  чтобы человек, во-первых,  получил правильную информацию и, во-вторых, превратил эту правильную информацию в правильные навыки мышления.

Когда у человека есть и правильные знания и  отработанные навыки мышления —  вот тогда он становится хозяином своим эмоциям.  И это  выделяет его из толпы.  Как грамотный человек отличается от неграмотного своими возможностями,  так и эмоционально грамотный человек отличается от эмоционально  неграмотного.

Спасибо Юрию Михайловичу за его выдающиеся открытие и систему обучения, которую он разработал.  К сожалению,   система саногенного мышления пока не входит в программу обучения ни школьников, ни студентов высших учебных заведений.  Но у каждого есть возможность обратиться к нам и  пройти обучение по системе саногенного мышления,  то есть получить знания,  отработать навыки  правильного мышления  и получить, вообще, полноценную информационно-консультационную поддержку.

У нас вы можете также пройти тестирование на саногенность  мышления:  перейти к тестам.

Послушать лекции (17 аудио лекций) Ю.М.Орлова можно здесь.

Биоргафия Ю.М.Орлова здесь.

Статья Ю.М.Орлова «Как любить ребенка» размещена здесь.