Философ, доктор психологических наук Орлов Юрий Михайлович:
Лекция «Управление желаниями»
Содержание лекции:
Желание это всегда желание какого-то действия. Если какое-то действие сопровождается удовольствием и это повторяется, то оно превращается в желание. Если же действие сопровождается страданием, либо просто не подкрепляется удовольствием, тогда оно становится не желаемым, то есть желание в этом случае угасает. Мы выращиваем свои желания путем их удовлетворения. Чем чаще и полнее удовлетворяется желание, тем сильнее становится зависимость от него.
Восточная мудрость, предлагающая отказ от желаний и практику отшельничества, не приемлема для человека, который не только сам хочет быть благополучным, но и стремится к благополучию близких. Однако, стремясь удовлетворить все свои желания и желания своих близких, мы тоже потерпим фиаско, так как на смену удовлетворенным желаниям тут же приходят новые. Полное отсутствие желаний тоже переносится тяжело — как мучительная скука. Как же быть?
Во-первых, нужно культивировать свою способность переключаться с одного желания на другое. Высокодуховные виды деятельности, такие как творчество легко могут компенсировать более примитивные неудовлетворенные желания и даже могут дать большее удовольствие и более глубокое удовлетврение и ощущение счастья.
Во-вторых, управление желанием требует его осознания, требует понимания структуры того поведения, которое его удовлетворяет, требует осознания и оценки всех «плюсов» и «минусов», которые могут быть получены в результате его удовлетворения. Правильным отношением к своим желаниям является стратегия: «Удовлетворено желание – хорошо, а не удовлетворено – может быть и лучше».
В лекции также рассматриваются вопросы связи желаний с чертами человека, что такое желание власти, желание престижа, желание успеха и как их контролировать.
Вы можете получить более глубокие знания по этой теме, а также, что даже более ценно — наработать практические навыки управления эмоциями и желаниями, пройдя небольшой курс «Управление желаниями», либо программу обучения саногенному мышлению в целом.