Тест Леонгарда-Шмишека
( проверка выраженности акцентуаций характера )
Карл Леонгард — немецкий психиатр.
Ганс Шмишек — немецкий психолог, создал этот тест в 1970 году на основе развитой К.Леонгардом идее об акцентуациях характера.
Электронную программу этого теста создал в 2024 году Рашид Имадиев - российский практический психолог по саногенному мышлению, автор проекта "Душа".
Чтобы хорошо понимать этот тест, давайте немножко разберёмся в базовых понятиях и в том, как устроена душа человека.
Если смотреть в общем, то душа имеет следующие характеристики:
Темперамент — это те свойства психики человека и его нервной системы, которые он получил по наследству. Точно так же, как человек получает по наследству такие особенности, как цвет глаз, тип кожи, особенности обмена веществ организма, он получает свой темперамент. Например, человек может быть более или менее энергичным, возбудимым, быстро или более медленно реагировать на боль, более остро или менее остро ощущать любую боль, лучшую или не такую хорошую природную способность к запоминанию — всё это даётся от природы, всё это человек получает по наследству от своих родителей и все подобные свойства нервной системы и психики человека в купе могут говорить о темпераменте (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик или, чаще всего, смешанный тип).
Характер — это те свойства психики человека, которые у него формируются на основе темперамента, но под воздействием окружающей среды и в том числе ближайшего его социального окружения в первые годы жизни, то есть его матери, отца, братьев, сестёр и других близких. Другими словами, характер - это и унаследованные черты темперамента и приобретённые, воспитанные способы реагирования в каких-то жизненных ситуациях. Например, человек может быть более тревожным или менее, более отзывчивым или менее, более упрямым или менее, более склонным к перепадам настроения или менее склонным и так далее. Характер формируется условиями жизни в первые годы и в некоторой степени зависит от темперамента.
Личность — это те свойства психики, которые формируются у человека на основе его характера, когда человек становится более социальным. То есть черты личности — это те свойства психики, которые появляются не столько от воздействия ближайшего окружения, сколько под воздействием того общества, в котором он живёт, к жизни в котором он приспосабливается, под воздействием той культуры, которая его окружает. Личность характеризуется такими социальными эмоциями и желаниями, как чувство вины, чувство стыда, ревность, зависть, гордость, оскорбление, желание власти, доминирования, престижа, статуса и другими. Социальные эмоции и желания, если они не чрезмерны, позволяют человеку хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, то есть становиться хорошо развитой личностью.
Индивидуальность — это высшие свойства психики человека, которые формируются в человеке, если человек становится осознанным и может действовать в соответствии с какими-то своими высокими целями и духовными ценностями, даже если это противоречит требованиям его личности, каким-то шаблонным требованиям социума. Не надо путать индивидуум с индивидуальностью. Индивидуум это просто отдельный субъект.
Таким образом, нужно понимать, что различные аспекты души человека влияют друг на друга и являются как бы составными частями друг друга.
Данный тест больше направлен на определение черт характера. Но, так как характер есть производноe темперамента и составная часть личности, этот тест даёт некоторые представления и о темпераменте человека и о его личности.
Если хотите больше узнать о чертах своей личности, то рекомендуем пройти Когнитивно-Эмотивный Тест Юрия Михайловича Орлова.
Черта (темперамента, характера, личности или индивидуальности) — это то, какое поведение и как человек обычно совершает в определённой ситуации, или в похожих ситуациях.
Акцентуация характера - это группа черт характера, определяющих тип поведения человека во многих разных ситуациях (можно сказать, его общий стиль, манера поведения).
Если в результате тестирования по какому-то типу набирается менее 7 баллов, то данную акцентуацию можно считать слабо выраженной, если более 6 баллов, то можно говорить о том, что акцентуация выражена средне, более 12 баллов - сильно выраженной и если более 18 баллов, то это уже очень сильная акцентуация. То есть, данный тест определяет насколько сильно выражены те или иные акцентуации характера человека
Даже очень сильная акцентуация сама по себе не означает патологию, растройство психики, психопатию. Психопатия характеризуется тем, что человек настолько не может справиться с какими-то своими сильными акцентуациями, что это приводит к катастрофе, например, человек совершает преступление, не способен к трудовой деятельности или к учёбе, к общению с другими людьми. То есть, психопат - человек, у которого поведение настолько отклоняется от приемлемого из-за его неуправляемых черт характера или личности, что это приводит к тому, что он выпадает из жизни в нормальном обществе.
Сильная и очень сильная акцентуация - это находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Поэтому, если у вас имеются очень сильные акцентуации, это совсем не обязательно патология. Это может быть просто яркой особенностью вашего характера, если вы способны контролировать свое поведение. Однако это повод задуматься, а не мешает ли вам эта ваша яркая особенность характера достигать успехов и быть в согласии с другими людьми.
Итак, общие представления теперь у вас имеются. Далее вы можете почитать описание акцентуаций или сначала пройти тест, нажав на кнопку "Развернуть тест" и ответив "да" или "нет" на нижеприведённые 88 вопросов.
В результате тестирования вы получите данные по вашим акцентуациям характера и их описание, сгруппированные по мере убывания, что очень удобно.
Старайтесь отвечать максимально правдиво и не задумываясь долго над ответом. Тогда вы получите более достоверные результаты.
Вы можете ввести имя тестируемого человека (любое имя).иначе имя на диаграмме по умолчанию "Безымянный".
__________________
Интерпретация результатов тестирования
Вследствие чего, могут возникать коммуникативные проблемы, поскольку эмоции и чувства могут проявляться слишком ярко и неадекватно ситуациям. Такой вывод можно сделать исходя из того, что акцентуации, в основе которых лежат эмоции и чувства, – застревание, возбудимость, эмотивность, тревожность, экзальтированность выше 18 баллов.
Практически все показатели оказались в зоне низких значений (0…6 баллов). В этом случае есть два направления интерпретации данных:
Во-первых, полученные показатели могут характеризовать человека, который всеми силами хочет показаться социально «хорошим», как ему это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами.
Во-вторых, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям. Такому человеку бывает сложно противостоять трудным жизненным обстоятельствам.
Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 18-ти баллов. Это может свидетельствовать о том, что тестируемый — сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.
Описание ваших черт характера, начиная с наиболее выраженных:
Гипертимность, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.
Позитивные свойства: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.
Негативные свойства: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.
Комфортные ситуации: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.
Некомфортные ситуации: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.
Возбудимость, проективность возбудимый тип: от бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.
Позитивные свойства: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость,, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.
Негативные свойства: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.
Комфортные ситуации: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.
Некомфортные ситуации: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.
Эмотивность, эмотивный тип: Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вкладе, него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.
Позитивные свойства: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.
Негативные свойства: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях.
Комфортные ситуации: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.
Некомфортные ситуации: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.
Дистимность, депрессивность, дистимический тип — с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение.
Позитивные свойства: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.
Негативные свойства: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.
Комфортные ситуации: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек— природа», не требующие, однако, работы на скорость,
Некомфортные ситуации: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.
Тревожность, невротичнность, тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающим сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.
Позитивные свойства: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.
Негативные свойства: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.
Комфортные ситуации: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.
Некомфортные ситуации: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.
Экзальтированность, интроективность, аффективно-экзальтированный тип: Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.
Позитивные свойства: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.
Негативные свойства: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.
Комфортные ситуации: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».
Некомфортные ситуации: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.
Циклотимность, аффективно-лабильный тип; постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.
Позитивные свойства: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.
Негативные свойства: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.
Комфортные ситуации: Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.
Некомфортные ситуации: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.
Застревание, паранойяльный, неустойчивый тип: иногда называется «неуравновешенным», что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов, и, в то же самое время,— в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борном за идею, за правду, за честь и отмщение».
Позитивные свойства: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи н долга, самопожертвование.
Негативные свойства: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.
Комфортные ситуации: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.
Некомфортные ситуации: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.
Педантичность, ригидность, педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.
Позитивные свойства: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.
Негативные свойства: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.
Комфортные ситуации: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.
Некомфортные ситуации: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.
Демонстративность, акцентуация вытеснения, демонстративный тип: человек в маске собственного собеседника, человек-зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.
Позитивные свойства: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.
Негативные свойства: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.
Комфортные ситуации: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.
Некомфортные ситуации: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.
Общее описание акцентуаций характера
1. Демонстративный тип.
Характеризуется повышенной демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип.
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип.
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип.
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимный тип.
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип.
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительнотью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
8. Экзальтированный тип.
Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивный тип.
Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип.
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.